На старт: началась реконструкция Центрального Московского ипподрома
Центральный Московский ипподром – старейший в стране: в этом году ему исполняется 190 лет. Причем это первый в мире рысистый ипподром – когда лошади передвигаются резвой рысью, а не галопом. Он не только беговой, но и скаковой. Здесь проводятся бега рысаков, скачки верховых лошадей, соревнования для лошадей разных пород – например, английских чистокровных и арабских, состязания русских троек…
В середине прошлого века здание ипподрома на территории бывшего Ходынского поля на ул. Беговая, д. 22 (САО) было реконструировано и перестроено в стиле сталинской архитектуры. Однако за десятки лет эксплуатации инфраструктура устарела. Президент России Владимир Путин принял решение возродить ипподром. 4 апреля мэр Москвы Сергей Собянин и министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев дали старт реконструкции легендарного объекта.
«Речь идет о полной реставрации главного здания, спортивной зоны, о строительстве заново конюшен для тысячи спортивных лошадей. Это будет ипподром мирового уровня, отвечающий самым современным стандартам. Планируем завершить все основные работы в 2026 году, чтобы любители конных соревнований как можно быстрее вернулись в свой родной дом», – заявил Сергей Собянин.
Мэр отметил, что на ипподроме и вокруг него также будет выполнено качественное благоустройство.
Проект комплексной реконструкции разработан правительством Москвы совместно с министерством сельского хозяйства РФ, он предусматривает возрождение ипподрома как уникального спортивного и досугового центра.
«Реконструкция Центрального Московского ипподрома даст импульс развитию конного спорта в России. Это будет не декоративный ипподром, здесь продолжатся испытания лошадей, будет развиваться коневодство. Я уверен, что он займет достойное место в Москве с точки зрения организации крупных культурных мероприятий», – сказал Дмитрий Патрушев.
Специалисты восстановят исторический облик памятника архитектуры – Главного здания Московского ипподрома площадью 17 тыс. кв. м. Отреставрируют кровлю, фасады, пол, расписные потолки, лепнину и другие элементы интерьеров.
Вместимость основной зрительской трибуны Главного здания увеличится почти в два раза – до 2165 человек. Кроме того, здесь откроются четыре зала тотализатора на 280 человек вместо прежних двух на 100 человек.
Сохранят исторический ресторан на 150 мест, а Музей конного спорта расширится в шесть раз: в нем разместят три постоянные экспозиции. На всей территории ипподрома появится доступ к сети Wi-Fi.
Современная зона состязаний будет соответствовать лучшим международным правилам проведения конных соревнований. Длина призовой скаковой дорожки составит 1,6 км, а ширина – 24 м, что позволит проводить скачки с максимальным числом участников забега до 16 голов.
На забеги с числом участников до 10 голов рассчитана призовая дорожка для рысистых бегов – длиной 1,4 км и шириной 23 м, включая трехметровую полосу безопасности.
Здесь также обустроят две тренировочные дорожки с мягким и твердым покрытием длиной 1,2-1,3 км и сервисные дорожки для судей и специалистов, организующих телевизионные трансляции. Мощность освещения позволит проводить состязания и в вечернее время.
Впервые благоустроят пространство внутри скакового и бегового кругов, где появится шатровая зона финиша (дополнительная площадка для зрителей) и площадка для проведения культурных и спортивных мероприятий. Для прохода внутрь круга возведут 250-метровый подземный пешеходный переход шириной 4 метра.
Также построят двухпутный тоннель для выхода лошадей из конюшен и обратно длиной 190 м и шириной 8,2 м и тоннель для крупной обслуживающей техники длиной 300 м и шириной 5 м. Важнейшая часть проекта – создание современного Конного двора, который расположится на месте устаревших зданий и сооружений ипподрома.
Новый Конный двор будет включать:
- конюшни – для скаковых лошадей на 282 головы, для беговых лошадей на 596 голов, гостевые конюшни на 100 голов;
- конноспортивный комплекс площадью 15 тыс. кв. м со встроенными конюшнями на 110 голов, тремя манежами и трибунами на 1,3 тыс. мест;
- ветеринарный блок на 24 головы полного цикла с карантинной конюшней, изолятором, реабилитационным центром и пунктом допинг-контроля;
- 30 бочек и водилок для разминки и тренировки, левады и дорожки для моциона лошадей;
- хостел для участников соревнований по конному спорту – со столовой и спортзалом;
- манеж для иппотерапии – лечебной верховой езды и административно-хозяйственный блок.
Общая площадь инфраструктуры для лошадей и спортсменов увеличится более чем в полтора раза – до 52 тыс. «квадратов». По завершении реконструкции ипподрома благоустроят сквер перед Главным зданием, Беговую аллею и территории прилегающих жилых кварталов.
Отреставрируют знаменитые пилоны ворот с конными скульптурами, украшающие въезд на ипподром со стороны Ленинградского проспекта (1898-1899 годы, скульпторы – С.М. Волнухин, К.А. Клодт).
Сейчас на Конном дворе идут работы по подготовке территории и устройству фундаментов под строительство новых зданий и сооружений. Разрабатывается проектная документация.
История Московского ипподрома началась в 1831 году, тогда Общество конской скаковой охоты получило 122 десятины земли на Ходынском поле. 1 августа 1834 года там состоялся первый рысистый бег.
Архитектура современного комплекса Центрального Московского ипподрома сформировалась в 1950-х годах. Главный корпус и пилоны ворот с конными скульптурами признаны объектом культурного наследия регионального значения. До конца 1980-х ипподром был одним из самых популярных мест отдыха в столице – в дни важных соревнований его посещали до 10 тыс. человек.
С 1992 по 2000 год бега не проводились и возобновились только в 2000-е, но в значительно меньших масштабах. Недостаток финансирования и вложений в инфраструктуру ипподрома привел к его упадку и в итоге – к необходимости реконструкции.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы